Как
давно вы проверяли, что у вас залито вон в тот бачок? Не спешите с
ответом, что тормозная жидкость. По внешнему виду – да, а вот по
составу и свойствам – возможно, нет. Это на практике доказали Максим
Приходько и Геннадий Емелькин. Фото: Александр Кульнев.
О «ЛОШАДЯХ» И ЛОШАДКАХ
Проверять работоспособность тормозной жидкости в автомобилях наших
граждан мы решили в обычном российском городе. Выбор пал на Дзержинск,
некогда столицу советской химической промышленности. Воздух здесь,
кстати, немного сладковатый, так что промышленность эта и сегодня
успешно работает. Договорились с одним из пунктов прохождения
гостехосмотра и организовали «дополнительный пост», где проверяли
именно жидкость.
Автопроизводители
рекомендуют менять жидкость в гидроприводе тормозов каждые два года
либо через 40 тыс. км пробега. К этому времени ее характеристики
существенно изменяются. Так, температура кипения DOT-4 из-за
гигроскопичности, то есть способности впитывать влагу из воздуха,
понижается с 250 до 155 °С, что соответствует 3,5% содержания влаги.
Эта величина согласно техническим условиям заводов-изготовителей
жидкости принята за критическую отметку.
Искали
влагу мы при помощи оригинального портативного тестера. Первой на
прохождение ГТО в бокс заехала «Нива» 28 лет от роду. Спрашиваем у
владельца, пожилого мужчины, можно ли проверить тормозную жидкость его
машины.
– Это что, новые правила такие, да? – хозяин с любопытством посмотрел
на тестер. – Просто я волнуюсь, а вдруг скажут: всё, дед, переходи с
машины на лошадь.
– Нет, это в порядке эксперимента, – отвечаем мы.
«Нивовод» повздыхал, явно не веря нашим словам, и продолжил чуть громче, чтобы слышали работники станции:
– Нам-то в деревне никак нельзя без машины! А лошадь, ее ж кормить. Да и где взять-то сейчас лошадь?..
Меж
тем приборчик загорелся красным огоньком: в тормозухе этой «Нивы» влаги
явно больше допустимых 3,5%. Цветом она напоминала желудевый кофе
советских времен. Дедок по-ленински сжимал в руках кепку, незлобиво
причитал про свою деревню и лошадь, но ГТО прошел. На стенде его «Нива»
тормозила в пределах нормы. То, что в системе воды больше, чем
допустимо, его не смутило: «А я потихоньку, полегоньку, нам в
деревне-то куда спешить?» С тем и уехал, одарив всех работников станции
яблоками из своего сада.
…Автопарк Дзержинска – Россия в миниатюре: «фольксвагены» времен
падения Берлинской стены, бэушные «американцы», новые японские
вседорожники с нормальным рулем и неновые – с правым и превеликое
множество «жигулей», «волг» и «москвичей». Как раз один из таких,
системы «пирожок», въезжал в ворота диагностического бокса.
– Здравствуйте. Можно проверить вашу тормозную жидкость?
– Уровень, что ли? Так я доливал вчера…
В ходе короткой беседы узнаем, что Георгий Александрович, хозяин
«пирожка», намотал на нем не один «круг», но за интересующей нас
жидкостью особо не следил:
– Я сейчас езжу немного, надеюсь, «москвичонок» меня не подведет!
Может быть. Хотя и здесь уровень влаги намного выше нормы. Такая же картина и в бачке сцепления.
– Георгий Александрович, как же вы зимой, в мороз тормозить будете?
– Так осторожно и буду, – с отеческой улыбкой ответствовал владелец машины.
Кстати, ГТО «Москвич» не прошел: проблемы со светом фар, неравномерным
тормозным усилием и еще много с чем. Следующие три машины («Волга»,
«Тойота-Эхо», ВАЗ-2114) уложились в норму – до 1,5% влаги, а вот
очередная, «Лада-112» четырех лет от роду, тест не прошла. Автомобиль
был приобретен новым, но хозяин не проходил ТО на фирменном сервисе, а
все регламентные работы выполнял сам. Как водится, до смены тормозной
жидкости руки не доходили. Кстати, самая распространенная отговорка:
«Да она (тормозуха. – Авт.) по цвету нормальная же!» Еще один
автовладелец долго убеждал нас, что хотя и не меняет жидкость
регулярно, зато все время подливает в бачок новую. Что у него с
тормозами, остается догадываться. Представитель малого бизнеса на
«Газели», тормозная система которой за все 126 тыс. км пробега вообще
не знала смены жидкости, заявил: «Главное – стартануть!»
ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ
На пункте инструментального контроля мы провели почти целый день. Через
наш прибор прошло 28 автомобилей. И почти у всех тормозная жидкость
была таковой лишь по названию, но никак не по сути, вне зависимости от
марки/модели и года выпуска. Барышня на «Мицубиси-Лансер» только от нас
узнала, что жидкость эту надо менять («Ой, как интересно, а что еще
здесь меняется?»). Другая энергичная дама, услышав, что мы абсолютно
бесплатно «предсказываем будущее» тормозной жидкости, вызвонила своего
сына для экспресс-анализа: «Дима, срочно ко мне, тут люди из журнала
«За рулем» бесплатно что-то нужное для машины делают!» Если серьезно,
то очень многие из автомобилистов так и не поняли, ради чего мы затеяли
сыр-бор. Водитель семилетнего «Пассата» убеждал, что раз у него
иномарка, значит, там все надежно. Его автомобиль, кстати, тоже
провалил тест на влагу: прибор отреагировал на него красным индикатором.
И правда, зачем мы это все затеяли? Специалисты уверяют: если жидкость
в тормозной системе не меняли более двух лет, то проверять ее совсем не
обязательно, поскольку влаги в ней уже набралось сверх допустимого. Это
не повод для паники, но и затягивать с заменой нежелательно. В обычных
неспешных торможениях разогреть «влажную» жидкость до температуры
кипения вряд ли получится. Но в жаркую погоду, на горной дороге, при
интенсивном и частом сбросе скорости риск остаться без тормозов резко
увеличивается (подробнее – в комментарии отдела испытаний).
Кроме этого, тормозуха с повышенным содержанием влаги – друг коррозии.
Под ее воздействием повреждаются соединительные трубки, подклинивают
поршни в цилиндрах и, как следствие, нарушается баланс тормозных сил. А
это может привести к заносу, выезду из своего ряда… Зимой появляются и
другие проблемы – повышается вязкость. Влага хорошо растворяется в
рабочей жидкости, и при отрицательной температуре последняя тем гуще,
чем больший процент воды содержит. Так что «продавить» тормозную педаль
будет все труднее. Если же в систему залита «левая» жидкость, то не
исключено, что она вообще попросту замерзнет.
Отметим, что цена вопроса, то есть спокойствия и уверенности в
собственных тормозах, ничтожна: 120 рублей за литр высококачественной
жидкости. Заменить ее в условиях СТО обойдется еще в 700–1000 рублей.
Хорошо, если у вас новый автомобиль, тогда забота о тормозах – это
обязанность дилера (замена прописана в регламенте). Но если он старый
да еще обслуживается от случая к случаю? Вот и ездят наши сограждане,
как показал эксперимент, уповая на извечно российское «авось». А ведь с
тормозами шутки плохи. Да и зима скоро…
ОТКУДА DOT?
В России нет единого государственного стандарта, регламентирующего
качество тормозных жидкостей. Все отечественные производители
ориентируются на стандарты, принятые в США и странах Западной Европы.
По стандарту DOT (США) все тормозные жидкости делятся на три основных
класса: DOT-3, DOT-4 и DOT-5. По своему составу они подразделяются на
минеральные, гликолевые и силиконовые. Смешивать их друг с другом
нельзя. Важным показателем качества является допуск от производителей
автомобилей на право первой заливки на конвейере. Срок хранения (в
герметичной упаковке) – пять лет.
Из 28 проверенных автомобилей у двух
десятков было превышено предельно допустимое содержание влаги в
тормозной жидкости. Следите за тормозами!
С водой в тормозной системе вы сумеете
остановить автомобиль – и раз, и другой, и третий. Но каждое следующее
торможение будет не похоже на предыдущее.
КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ИСПЫТАНИЙ
Вода в тормозной жидкости… Точнее, всего-то несколько процентов,
накопившихся в гигроскопичном растворе за несколько лет эксплуатации.
Все знают, что это плохо, что тормозуху надо менять хотя бы время от
времени. А почему надо? Опыт ставит Сергей Воскресенский.
Гидравлическому приводу тормозов в первую очередь нужна жидкость, а уж
какая – дело второе; в принципе, чтобы разочек тормознуть от души,
достаточно простой воды. Но мы, проверяя теорию практикой, взяли
нормальную тормозную жидкость, а также образцы с повышенным – 3,5 и 7%
– содержанием воды.
50; 49; 48; 48,7; 50... – цифры пулеметной лентой мелькают на экране
измерительного прибора. Результаты накапливаются: изменяется не только
величина тормозного пути, но и усилие на педали и даже ее ход. Только
подобрался к стабильным величинам – и вот опять пора заканчивать
очередной цикл, «студить» тормоза и начинать все заново. Потом смена
жидкости, полная прокачка системы и новая череда очень похожих
результатов.
Да, поначалу автомобиль на всех трех испытуемых составах показывает
примерно одинаковый результат. Водитель, конечно, отмечает, что
тормозной привод в целом «чувствует» состав жидкости, а при
7-процентной «влажности» заметно увеличивается ход педали и усилие
(примерно на треть) на ней. Но человек корректирует поведение «Калины»
и она более или менее уверенно останавливается в обозначенном
48-метровом коридоре. Даже проверка на термонагруженность (несколько
жесточайших торможений «в пол» подряд) не вызывает катастрофического
ухудшения тормозных возможностей. Дым столбом, педаль колом, но восемь
(с 7%) и одиннадцать (с 3,5%) циклов резкого уменьшения скорости со 100
км/ч до полной остановки «Калина» все же выдерживает.
Наконец картина проясняется. От качества жидкости зависит прежде всего
стабильность результатов. То есть из 10–12 торможений подряд четко
уложиться в норму удается только на эталонном варианте. В остальных
случаях тормозной путь «плывет», заставляя каждый раз подбирать нужное
усилие на педали, а это достаточно сложно. Да, вы сумеете остановить
автомобиль в аварийной ситуации даже с 7-процентным содержанием воды в
тормозной жидкости. Но каждый следующий раз не будет похож на
предыдущий. А главное качество надежного автомобиля – это все-таки
предсказуемость его поведения. Источник: WWW.ZR.RU - автомобильный журнал "За рулем".