Отправляемся
на полигон. Для примера возьмем два автомобиля (редакционные
«Форд-Фокус 1,8 TDCi» и ВАЗ-1117 «Лада-Калина» логично совпали по типу
кузова) и основной загородный диапазон скоростей 90–110 км/ч, как
определено Правилами дорожного движения. Почему только загородный?
Потому, что в городе все понятно. Штиль, пробки, выхлопные газы – этих
факторов достаточно, чтобы задраить окна да еще и воспользоваться
рециркуляцией.
Иное дело за городом. Вдыхать аромат свежескошенной травы или озона
после грозы... Может, и правда отказаться от фильтрованной,
кондиционированной прохлады? В конце концов, любая собака знает, что
нет ничего прекраснее во время поездки, чем высунуть голову в окно
и изучать явление флаттера на примере собственных ушей и языка!
Попробуем довериться здравому смыслу братьев наших меньших...
РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ
Взглянем
на графики. Базовые замеры проведены без кондиционера и с закрытыми
окнами – ради науки иногда приходится в прямом смысле слова попотеть.
На скорости 90 км/ч «Калина» без кондиционера расходует 5,5 л/100 км –
вообще говоря, многовато для современного автомобиля малого класса,
но сейчас не об этом. Чтобы уложить расход в 5 л, придется ехать
со скоростью ниже 75 км/ч, а это уже близко к пределу, за которым
двигатель 1,4 л может везти на высшей передаче. Впрочем, открытые окна
ненамного портят картину: на 90 км/ч (все данные о скорости –
по замерам, а не по спидометру) к расходу добавляется не более
0,1 л/100 км. С ростом скорости ситуация меняется: на 110 км/ч открытые
окна добавляют уже заметные 0,35 л/100 км. С включенным кондиционером
прибавка в расходе более заметна: от 0,5 л на сотню при 90 км/ч
до 0,4 л при 110 км/ч. Если продолжить кривые за пределы измерений,
получится, что примерно на 120 км/ч у «Калины» с открытыми окнами
расход бензина будет таким же, как с закрытыми и включенным
кондиционером.
«Форд-Фокус» с дизелем очень экономичен: при скорости 90 км/ч
автомобиль расходует всего 3,8 л/100 км, а при 110 км/ч ровно 5 л. Как
и у «Калины», на меньшей скорости открытые окна добавляют всего
0,1 л/100 км, а с увеличением до 110 км/ч прибавка составит
0,35 л/100 км. А вот при включении кондиционера этот «довесок» оказался
куда весомее, особенно на малой скорости: почти литр топлива! С ростом
скорости он стал меньше, но и на 110 км/ч ради поддержания прохлады
в салоне сгорало 0,7 л дизельного топлива. Экстраполирование кривых,
впрочем, дало похожий результат, только расходы при открытых окнах или
при включенном кондиционере сравняются ближе к 130 км/ч.
МЕСТО ДЛЯ РАССУЖДЕНИЙ
Не будем
забывать, что мы рассматривали крайности: либо кондиционер включен
на полную мощность, либо открыты все окна. Такой экстремизм оправдан
только при очень сильной жаре – плюс 35ºС и выше. При 30ºС на шоссе
достаточно наполовину опустить водительское стекло, чтобы создать
в салоне приемлемый микроклимат. Аэродинамические потери при этом будут
гораздо меньше тех, что мы намерили, а поток свежего воздуха окажется
достаточным для поддержания комфортной атмосферы. Ведь любой ветерок –
прохладный, пока температура забортного воздуха не превышает
температуры тела, а потому спасает от жары. Ну а когда за окном 40ºС,
альтернативы кондиционеру, бесспорно, нет.
Можно посоветовать производителям автомобилей улучшить теплоизоляцию
крыши, применять более эффективные атермальные стекла и перенастроить
климатическую установку на оптимизированный под экономию топлива режим
работы вместо нынешнего полного отключения компрессора и «обычного»
варианта. Впрочем, гибкое управление компрессором кондиционера уже
реализовано на «Хонде-Инсайт», а новейшая «Тойота-Приус» и вовсе
оборудована электрическим его приводом! Но пока в официальных тестовых
циклах работа климатической установки не учитывается, ждать массового
распространения таких систем не приходится. А жаль, резервы здесь более
чем внушительные!
Остается
признать очевидное: удовольствие езды в тихом кондиционированном салоне
оплачивается заметным увеличением расхода топлива. Хотя любая собака
знает, что есть и бесплатные удовольствия!
Доехав от Москвы до Черного моря
с открытыми окнами вместо включенного кондиционера, вы сэкономите
меньше чем полканистры! В деньгах – примерно столько же придется
заплатить, чтобы потом пропылесосить салон. Или купить мороженого
пассажирам.