Сверхзадача наших дорог – оттачивать водительское мастерство. Эдуард Коноп прокатился по колеям.
КАНАВОКОПАТЕЛИ
Не секрет, что дороги сплошь и рядом не выдерживают нынешних нагрузок.
Подтверждением тому колеи на твердом покрытии. Летом бесчисленные
колеса давят теплый асфальт как тесто – он становится еще податливей и
все больше напоминает море с полотен Айвазовского.
Глубже
прочих мнут асфальт шины тяжеловозов – обычно в правых полосах. На
середине колеи редки: разметку соблюдают лишь чудаки, потому асфальт
раскатан ровно. Но левей свободу ограничили барьером, и вдоль него тоже
колеи – тут по встречке не поедешь!
Под нагрузкой от тяжелых машин часто проседает само основание дороги, к
современной жизни тоже не готовое. Особенно жуткие следы могучих колес
в окрестностях «великих строек» – провалы, бугры, складки, трещины.
Водителям легковых машин с малым дорожным просветом тут худо – расход
валидола на смятенную душу выше всяких норм. Разрушение дороги ускоряет
вода, стекающая в трещины, – особенно накануне мороза. Лед пучит и
взламывает даже бетон.
Зимой дорога страдает и от шипов. Часто видно, что свежий, уложенный осенью, асфальт к весне источен насквозь.
Картина особенно рельефна на левой полосе, где больше господ на мощных
машинах. Края таких колей из-за слабой связи разных слоев асфальта
выкрашиваются – они неровные.
ПУТЬ К КОНЮШНЕ
Согласно анекдоту из достаточно глубокой колеи машина не выскочит –
можно бросить руль и заняться другим делом. Не советуем: это возчику
средь полей не грех вздремнуть с бодуна (кобылка не заблудится –
интеллектом она превосходит иного «драйвера»), автомобилю же только дай
волю – увезет неведомо куда!
Допустим,
оба передних колеса катятся по левым бортам колей (см. рис.). Каждая
шина несет весовую нагрузку G. Умножив ее составляющую N на коэффициент
сцепления φ, получим силу сцепления шины с покрытием Nφ, а вот
составляющая T банально толкает колесо вглубь колеи. Чем круче борт,
тем меньше Nφ и больше T. Но пока T не «пересилит» Nφ, шина не
соскальзывает с наклонной поверхности: при некотором уводе она «держит
дорогу» (см. ЗР, 2008, №…6). На сухом асфальте значение φ близко к 0,8
– выходит, предельный уклон, с которого шина не соскользнет, около 80%,
или 38,5 градуса. Мокрый, грязный, обледенелый асфальт неизмеримо
коварнее – тут и едва заметные колеи опасны. При разгоне, торможении, в
поворотах запаса сил сцепления не хватает – колеса соскальзывают туда,
где ниже!
ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ
Как известно, ось поворота колеса наклонена назад. Угол ее наклона
(кастер) – одно из средств динамической стабилизации машины на заданном
курсе. Но наклон-то был подобран для ровной дороги, а в примере на
рисунке сила T, приложенная к колесу позади оси поворота, толкает его в
колею справа, но одновременно пытается повернуть влево! Сильней это
ощущается на машинах с большим кастером (обычно заднеприводных).
Переднеприводные послушней – кастер у них мал, к тому же тяговая сила,
деформируя шину, несколько смещает пятно контакта вперед. Для кого
объяснение сложновато, пусть просто помнит, что в колеях машина
неустойчива: руль может потянуть в одну сторону – и тут же бросить в
другую! Еще хуже, если возникнут нарастающие колебания: например,
съехав с левых кромок колей, колеса ударились в правые, еще сильней
отскочили обратно – так недолго вовсе вылететь с дороги.
Если
расстояние… между колеями такое же, как между колесами, силы Т работают
в унисон – и удержать машину трудней. Но не измерять же рулеткой колеи
– держите надежней руль. Кстати, колеи передних и задних колес часто
разные, что тоже вносит свои помехи в устойчивость машины.
Когда одно колесо в колее, а другое на ровном покрытии, реакции на руле
слабей. Снижает их и усилитель, но чересчур мощный неинформативен:
излишне легкое управление мешает понять, куда толкают колесо законы
физики, и даже богатый опыт не всегда спасает. Мы потому акцентируем на
этом ваше внимание, что при управлении современным автомобилем –
комфортабельным, послушным, устойчивым – иной водитель легко
переоценивает и возможности техники, и собственные. Чем мощней,
динамичней машина, тем легче оказаться за гранью допустимого, а с
физикой не поспоришь – ее законы действуют независимо от наших
настроений!
Знатоки
могут возразить: вы, мол, даете упрощенную картину… Не станем отрицать.
Поведение машины зависит от великого множества нюансов – старайтесь
изучить ее слабые и сильные стороны. Во многих ситуациях автомобили
даже одной схемы и класса ведут себя, мягко говоря, по-разному. Ведь
здесь важны малозначительные на первый взгляд нюансы. А представьте-ка,
что в дело вмешивается качество шин, особенности подвески! При
сравнении же совершенно разных автомобилей у вас будет еще больше
вопросов.
ОСОБЫЕ СЛУЧАИ
Из сухих колей выехать как будто несложно. Но когда борт колеи крут и
выщерблен – берегись! Если шина резко зацепится краем протектора или
боковиной за какую-нибудь выбоину, то возникшая в первый миг сила Р
создаст на плече H момент, который дополнительно «клинит» протектор в
выбоине. Плечо H в этот миг уподобится большому плечу обката – в
зависимости от характера выбоины руль может дернуть так, что не каждый
атлет справится! Любители ездить по бордюрам это подтвердят. Так можно
и шину порвать, и машину упустить.
В грязной или ледяной колее шине не за что зацепиться – оттого и
выехать трудно, особенно если ширина колей на дороге и у автомобиля
одинаковая. Тут выехать из них плавно, под острым углом не получится:
колеса скользят – и вместе, парой, на горку не поднимутся. Не зря же
альпинисты в связке поочередно помогают друг другу! Поступим иначе:
энергично прижмем передние колеса к одной стороне колей, затем бросим к
другой – и возьмем горку за счет инерции машины. Освобождать из колей
задние колеса тоже лучше инерцией, не давая им проскальзывать. Увы,
теорию надо дополнить моралью: эти приемы небезопасны – будьте
внимательней!
Особой заботы на колейной дороге заслуживают велосипедисты,
мотоциклисты, скутеристы. Здесь водителю двухколески крайне неуютно – и
ехать рядом с ним на автомобиле, как минимум, неразумно – а вдруг
упадет?!
Если колеи залиты водой, уже при скоростях 60–70 км/ч въезд в них
требует осторожности: колесо, ухнувшее в воду первым, резко тормозит
машину, грозя ее развернуть, – держите руль крепко. Под водой есть риск
не заметить какой-нибудь сюрприз, а при высоких скоростях возможно и
аквапланирование, когда неуправляемая машина скользит как глиссер. Но
трассой пользуются не только добрые люди – вас могут просто вынудить
съехать в воду. Поэтому напомним: по любой дороге, даже не залитой
водой, стоит ехать с разумной скоростью!